Александрова Алла «Семья для ребёнка»


Глава 5. «Основные правила взаимодействия с ребёнком».

Первое, что необходимо сделать родителям, это установить доверительный контакт с ребенком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел. Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот.

*Я проявляла активное внимание к интересам ребенка, принимала его как самостоятельную личность. Заполняя день ребёнка полезными занятиями, не забывала оставить ему немного времени для личных дел.

Желающим приучить своего ребёнка к порядку и дисциплине, это принять решение, что это они будут делать из любви не только и не столько к себе, сколько к своему ребёнку.

*Я любила ребенка независимо от его качеств и особенностей, склонностей, достоинств и недостатков, независимо от его поведения, вселяла в него абсолютную убежденность в том, что я люблю его всем сердцем, безоговорочно, независимо от того, что он делает, что с ним происходит. Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие.

*Я обнимала его в нужный момент в течение всего дня
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, а в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

*Я, корректируя действия ребенка, всегда уточняла, что ему не нравится поведение ребенка, а не он сам. Находя причины отклоняющегося поведения, устанавливала разумные требования и ограничения. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение. Я избегала требований, которые невозможно выполнить.

Правил должно быть столько, сколько в состоянии проконтролировать. Эти правила должны соблюдать все взрослые.

*Я выписывала правила и помещала их на видное место. Если ребенок сделал что-нибудь не так, я откладывала дела и напоминала ему ещё о правилах.
Один из методов – воздействие словом. Сообщить ребенку знания о возможных последствиях поступков в соответствующей возрасту ребенка форме. В дошкольном и младшем школьном возрасте – это рассказ, предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения; в подростковом – беседа, в раннем юношестве – диспут, дискуссия.

*Я всегда находила время для общения с ребёнком, как бы я не была занята.
Дети часто копируют своих близких, а поэтому поведение родителей – важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится.

*Я учила ребёнка как себя вести в различных ситуациях, подкрепляла конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Значение привычек трудно переоценить. Что же касается приемных родителей, то им часто приходится не только формировать нужные привычки, но и отучать от вредных. Приступая к этой работе, желательно иметь ввиду следующее.

Во-первых, нельзя формировать более 2-3 привычек одновременно. Я анализировала, что представляется в настоящее время наиболее важным: опрятность, пунктуальность, правдивость и прочее, и составляла план действий. Вначале я тщательно контролировала, затем эпизодически, а потом перешло в самоконтроль. Особенно же важно помнить о том, что каждый успех должен быть замечен и эмоционально подкреплен, т.е. надо как можно больше хва¬лить ребенка за продвижение вперед, за любые достижения.

*Я не зацикливалась на неудачах, хвалила, радовалась даже за маленькие успехи.
Чтобы не допускать разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности, смотреть глазами ребенка на проблемы, принимать его позицию.
Выбирая работу с детьми как про¬фессию, приёмный родитель, как воспитатель, помимо личностных качеств, должен иметь профессиональные умения и навыки, для того, чтобы избежать ошибок в общении с детьми.

*Я постоянно занимаюсь самообразованием, читаю педагогическую литературу, общаюсь с другими приёмными родителями, делись с ними своим опытом и чувствами, которые возникали на разных этапах приема ребенка в семью.
И самое главное правило, на мой взгляд, учить ребёнка безопасности. Одно из них он должен помнить, как «Отче наш»: « Уходишь – предупреди: где будешь и с кем. Задерживаешься – позвони».

Один из наших страхов – это появление кровных родителей. И, как бы мы не любили ребёнка, заботились о нём, для приёмных детей – кровные родители очень важны.

*Я разрешала своему приёмному ребёнку общаться с кровной семьёй. Мой приёмный ребёнок общался со старшим братом и родной мамой, тем самым у нас сложились ещё более доверительные и позитивные отношения. Мы создали с ним «Книгу жизни», в которой отразили его прошлое, настоящее и будущее. «Книга жизни» помогла ему понять хорошие и плохие стороны жизни своей кровной семьи, усилила привязанность к новым значимым людям; помогла ему вспомнить и понять, что с ним произошло в прошлом.

Когда ты видишь, что не зря живёшь:
Кого-то отогрел, плечо подставил,
И в одиночестве ребёнка не оставил,
Ты точно знаешь – правильно идёшь!

(Автор неизвестен).