Существует множество проблем, с которыми вы можете столкнуться, приняв в семью ребенка не в младенческом возрасте, самые распространенные из них: ЗПР (задержка психического развития), и трудности с формированием привязанности.
Задержка психического развития
Под этим термином психологи и психиатры понимают «синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых». Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы «ЗПР», «ЗПРР», «ЗПМР».
По данным исследований, ребенок из дома ребенка в полтора года часто в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года почти половина из них достигает уровня 1,5 лет и в дальнейшем этот разрыв может продолжает нарастать. Почти пятьдесят процентов детей из домов ребенка гораздо позже начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.
Чем позже ребенок попадает в семью, тем больше может потребоваться усилий, для того, чтобы он догнал по уровню развития своих домашних сверстников.
Возможно, вам придется столкнуться с последствиями «социальной запущенности». Ребенок, попадая в незнакомые ситуации, может не знать, как следует реагировать в разных случаях, он не понимает, почему нельзя брать все, что он хочет. Замещающему родителю необходимо и учить ребенка новым правилам, которые отличаются от принятых в детском доме.
Также ребенка нужно будет учить и свободе выбора. Нужно обучать его думать самостоятельно о том, чего он хочет, и учить выражать это должным образом.
Чтобы создать чувство защищенности, уверенности, в том, что ребенок любим родителями, очень важно использовать игру. Играйте вместе с детьми в игры с игрушками, предназначенными для детей намного младше. Это позволит ребенку наверстать упущенное в развитии, он будет чувствовать себя уверенно. Взрослым нужно помнить, что ребенку при обучении не должно быть скучно, не нужно создавать ситуации, когда ребенок чувствует себя неумехой.
Нарушения привязанности
В детских домах на каждого взрослого приходится несколько детей, поэтому дети не могут выработать прочную привязанность к одному воспитателю, а приобретают привычку требовать ласку и внимание от любого взрослого. Это явление носит название «неразборчивая привязанность».
Дети могут проявлять излишнюю дружелюбность с незнакомыми людьми, даже проведя некоторое время в семье. Их необходимо терпеливо обучать разнице между посторонними людьми и семьей, чтобы дети научились понимать, где проходят разные социальные разграничения.
Также могут встречаться и другие признаки нарушения привязанности.
1. Ребенка может устойчиво отказываться вступать в контакт со взрослыми. Он будет сторониться их, отказываться играть вместе, будет избегать смотреть в глаза. При этом ребенок обращает внимание на взрослого, стараясь незаметно поглядывать на него.
2. У детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия, то есть агрессия по отношению к себе: дети могут «биться» головой о стену, кровать, царапать себя и т.п. Это может быть вызвано отсутствием положительного опыта построения отношений с другими людьми.
3. Возможно, ранее взрослые обращали внимание на ребенка только тогда, когда он начинал плохо себя вести. В таком случае это внимание выражалось в агрессивном поведении взрослых: крик, угрозы и т.п.. При этом ребенок усваивает данную модель поведения и будет использовать ее в общении с новыми родителями.
Стремясь обратить на себя внимание взрослого плохим поведением, ребенок может спровоцировать родителей на такое поведение, которое им не свойственно. В этом случае, приемным родителям нужно просто осознать, что происходит и научиться избегать подобных провокаций.
Несколько способов, как можно справиться с ситуацией стресса:
- выйти из комнаты (физически выйти из ситуации);
- взять тайм-аут (досчитать до 10 или просто сказать ребенку, что вы сейчас не готовы с ним общаться и вернетесь к этому разговору чуть позже);
- кому-то помогает умыться холодной водой и т.п.
4. Иногда у детей отсутствует чувство дистанции со взрослыми, поэтому они стараются привлечь к себе внимание любым способом. Такое поведение отмечается у большинства воспитанников детских домов дошкольного и младшего школьного возраста. Дети бросаются к любому новому взрослому, обнимают его, называют «мамой» или «папой». Часто такое поведение называется «прилипчивым».
Указанные проявления нарушений привязанности не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями и носят обратимый характер. Самое главное родительская любовь, их забота и терпение.