Кандидаты в замещающие родители должны представлять себе, не только какие методы воспитания они будут использовать с детьми, но и какую реакцию эти методы могут вызвать, а также к каким результатам привести.
Многие взрослые считают, что самый важный метод – это убеждение. Они стараются воздействовать словом, проводят нравоучительные беседы. При этом часто забывают, что дети нередко считают такие наставления бесполезным занятием. По утверждению психологов, есть три формы поведенческой реакции ребенка, отрицающего наставления:
- если ребенок смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями;
- если смотрит вниз, то он не только не воспринимает сказанное, но яростно спорит, отрицает, отыскивает собственные аргументы;
- если смотрит прямо в глаза и даже кивает, как бы соглашаясь, то он просто обманывает.
Несомненно, нужно говорить с ребенком, но при этом четко представляя себе меру воздействия. Задача взрослого состоит в том, чтобы сообщить знания о возможных поступках детей и их последствиях, в форме, отвечающей возрасту ребенка. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста следует использовать рассказ, с яркой и эмоциональной формой изложения; для детей в подростковом возрасте – беседу (но не ваш диалог); в раннем юношестве – спор, дискуссию.
Можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас, спрашивает, но как только ребенок начал скучать, следует заканчивать общение. Так можно избежать распространенной ошибки, когда взрослые пытаются объяснить давно известное. Пожалуйста, помните, что словом можно очень сильно ранить.
Очень важный метод воспитания – пример. У детей от природы заложена склонность к подражанию. Родители, прибегая к методу положительного примера, допускают ошибки:
1. В качестве образца выбирают того, кто совершенно не привлекает ребенка.
2. Приводить в пример следует не ребенка или другого человека, а какие-то их поступки или действия. Предлагая что-либо в качестве образца для подражания, важно также вселять в ребенка веру в собственные силы.
Важный момент в воспитании ребенка – формирование у него привычек.
Приемным родителям приходится не только формировать у детей новые, полезные привычки, но и устранять вредные.
Важно помнить, что нельзя формировать более 2-3 привычек одновременно. Поэтому для начала продумайте, что вам представляется наиболее важным, на что вы пока можете закрыть глаза, а уже затем намечайте план действий. При формировании привычек важным фактором будет являться тщательный первоначальный контроль, который сменится эпизодическим, а затем перейдет в самоконтроль.
Помните, что изначально должен быть тщательный контроль, иначе придется начинать все сначала и вновь на формирование навыка потребуется более длительное время. Вначале необходимо добиваться точности выполнения действия и только потом – быстроты.
Не забывайте, что каждый успех вашего ребенка должен быть замечен и отмечен, хвалите ребенка за любые достижения.
Для того чтобы бороться с вредными привычками ребенка, постарайтесь доступно и образно объяснить их губительность. Ставьте перед ребенком только реальные цели, не забывайте осуществлять контроль. Порой родители концентрируются только на исправлении недостатков ребенка, забывая про вырабатывание новых качеств и умений.
Методы поощрения и наказания важно применять в воспитании ребенка, но следует помнить об умеренности. Большое количество наказаний снижается их восприятие и неприятности переживаются все слабее и слабее, в тоже время неумеренность поощрений пробуждает желание получать их вновь и вновь, а это развивает тщеславие и эгоизм.
Помните, что хвалить ребенка нужно за его действия и поступки. Если же ребенок поступил плохо, поругайте его, не забывая сказать, что вы верите в него и надеетесь, что это не повторится. Похвалив ребенка за какой-то поступок, не хвалите его завтра за это же, теперь, чтобы получить поощрение, ребенок должен совершить большее, чем делал ранее.
При наказании и поощрении, помните, что они должны быть индивидуальны. Никогда нельзя наказывать по подозрению. Особое внимание уделите мотивации проступка ребенка, возможно, он просто хотел привлечь ваше внимание и проверить, что его любят. Поначалу наказывая ребенка, не привлекайте к этому всеобщего внимания.
Применяя физическое наказание, родители показывают свою слабость, невозможность по-другому повлиять на ребенка. Этим родители доказывают общеизвестную истину, что они сильнее ребенка. Не забывайте учитывать силу своего авторитета, ведь для одного ребенка достаточно строгого взгляда, а для другого – не менее выговора.
В семье все взрослые должны быть едины в своих требованиях к ребенку, который должен точно знать, что можно, а что нельзя и почему.
Старайтесь избегать авторитаризма и диктата в воспитании. В противном случае, постоянный тотальный контроль над ребенком приведет к тому, что он будет несобранным, несообразительным. Для приемных родителей чаще характерно стремление к диктату, чем к избалованности.
Необходимо также четко воспринимать уровень развития ребенка и в соответствии с этим строить общение с ним.