Конфликты между ребёнком и взрослым

Часто взрослые просто реагируют на поступки детей, не задумываясь, почему они поступили именно так и что они хотели этим добиться. В анализе детских поступков нет ничего сложного, но он помогает  избежать конфликтных ситуаций с детьми. Каковы же типичные поступки детей?

1. Ребенок привлекает к себе внимание взрослого любым способом.     

Взрослый испытывает чувство раздражения, потому что ребенок мешает намеренно. После замечания ребенок, получив свою долю внимания, перестает мешать, ведь для него главное – оказаться в центре внимания. Таким образом, он хочет получить подтверждение родительской любви: обращают внимание –  значит любят.

Чтобы исправить такое поведение лучше сразу же приласкать ребенка, дав ему понять любым способом, что вы его любите. Если же он продолжает мешать, следует ласково вывести его в другое место со словами: «Можешь вернуться, когда успокоишься». Позже обязательно уделите ему внимание, заботу, приласкайте его и побудьте вместе.

2. Ребенок нарушает правила поведения и требования родителей, не слушается, настаивает на своем.

У взрослого такие поступи вызывают возмущение и негодование. А ребенок при этом продолжает яростно спорить, совершает поступки назло требованиям взрослого. Тем самым ребенок хочет показать, что он уже взрослый и самостоятельный и будет делать то, что хочет, то, что решил сам. Таким образом, целью таких поступков является борьба за власть, а также влияние ребенка на родителя.

В таких случаях взрослому лучше отказаться от участия в конфликте, не уступая ребенку. Покажите ребенку его значимость для вас, проявите уважение к нему и его делу. Не требуйте от ребенка немедленного подчинения, лучше договаривайтесь заранее, постарайтесь найдите такой выход, от которого выиграют все.

3. Ребенок действует наперекор взрослому исподтишка или открыто назло, заставляя нервничать, терпеть дискомфорт.

Взрослый в таких ситуациях испытывает обиду, бессилие, желание поставить ребенка на место, наказать его. В ответ на замечание ребенок смиряется, но позже продолжает вредить взрослому, ведь основная цель его поведения – месть. Ребенок хочет показать, что он обижен, что его заставили подчиниться, но он все равно отплатит за насилие.

Взрослому следует первому прекратить вымещать свою обиду, постараться наладить отношения, поговорить и не вмешиваться в ход событий, чтобы ребенок терпел естественные последствия своих поступков.

4. Ребенок не начинает никакой работы, задания или дела сам, подчеркивает свое неумение, беспомощность, желает получить помощь, вынуждает взрослого сделать что-либо за него.

Часто такие поступки вызывают у взрослых жалость, а вместе с тем и раздражение из-за того, что их планы срываются. Ребенок реагирует на замечания плачем, подавленностью, унынием, жалобами, он демонстрирует неудачи, отчаяние. Целью его поведения  – уклонение от работы, задания.

 Взрослому необходимо перестать жалеть ребенка, нужно поручать ему такое дело, с которыми ребенок действительно может справиться. Сначала можно делить задание на части, по возможности упростив его, а в дальнейшем постепенно усложнять. Родитель должен воздержаться от помощи в тех действиях, с которыми ребенок ранее справлялся сам, при этом очень важно подбадривать его, уверять в успехе.

Прежде чем отреагировать на негативное поведение ребенка, попробуйте проанализировать его поведение по схеме:

1. Попытайтесь соотнести поступки своего ребенка с типичными поступками детей, указанными выше.

2.  Попытайтесь осознать, какие чувства вы испытываете в момент происходящего.

3. Вспомните, как действует ваш ребенок в ответ на ваше замечание.

4. Постарайтесь понять намерения ребенка и сформулируйте предполагаемую ошибочную цель поведения ребенка.

5. Продумайте варианты своего поведения, свои слова и действия с учетом предложенных выше рекомендаций.

6. Попробуйте спрогнозировать реакцию ребенка на ваши слова и поступки. Если предполагаемая реакция вас устраивает, то попробуйте такой вариант поведения в ближайшей ситуации.

В конфликтных ситуациях с ребенком воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Акцентируйте внимание на подведении ребенка, а не на его личности, избегайте негативных оценок.

2. Контролируйте себя и свои негативные эмоции.

3. Не усиливайте напряжение в конфликтной ситуации (крик, унижающие и оскорбляющие выражения и действия, угрозы, применение наказаний и физической силы).

4. Не допускайте ни для себя, ни для ребенка безвыходных ситуаций, не принимайте невыполнимых решений.

5. Будьте неагрессивны в ходе конфликта, уверьте ребенка в своей доброжелательности, будьте миротворцем в своей семье.

6. Обсуждайте поступок позже, когда чувства улягутся, дадут место разуму.

7. Позвольте ребенку сохранить лицо, уважение к себе.

8. Всегда держите данное ребенку слово, придерживайтесь принятого вами договора.

9. Старайтесь каждый день дружески общаться с ребенком, хотя бы несколько минут в день, при этом не столько спрашивайте его, сколько рассказывайте сами.