Если от ребенка скрывали тайну его происхождение, зачастую он узнаёт об этом примерно в возрасте 9- 12 лет, чаще всего от соседских детей, которые слышали разговоры своих родителей. Это всегда очень сильное потрясение для ребенка.
Кроме того, у ребенка появляется ощущение отвергнутости и возникает желание узнать все о своих настоящих родителях, увидеться с ними. Вместе с этими появляется недоверие к приемным родителям, которые скрывали от него правду, возможно даже появление агрессии и враждебности к ним.
Многие исследователи советуют сказать ребенку правду о его происхождении задолго до достижения школьного возраста. Даже если он в 3 года ребенку не поймет смысл, то все равно будет подготовлена почва для спокойного осознания в дальнейшем своего происхождения.
Чтобы поговорить на данную тему можно воспользоваться беременностью подруги или рождением ребенка у кого-нибудь из знакомых. А можно начать разговор с фильма (мультфильма) или книг, связаны с темой усыновления. Обсуждение этой стороны вопроса хорошо тем, что ребенок узнает об усыновлении, не принимая сначала этого на свой счет. Он обдумывает эту мысль, не включаясь в нее эмоционально. Так как дети очень легко примеряют на себя разные роли, ребенок добровольно может примерить роль приемного ребенка. В ходе таких обсуждений ребенок узнает слова, которые связаны с данной темой: усыновление, приемные родители и т.п.
Можно объяснить ребенку, что существуют две возможности иметь детей: обычным путем, а иногда ребенка рожает одна женщина, а воспитывают совсем другие родители. Иногда малыша ищут очень долго, при этом можно сравнить поиски ребенка с поисками мужа или жены. В таком случае ребенок поймет, что его родители уверены, что сделали самый лучший выбор.
Если в семье есть и родные дети, важно, чтобы и другие дети также как можно раньше узнали, как обстоит дело. Необходимо подчеркнуть, что детей можно приобрести двумя путями, и что они – настоящие братья и сестры, так как их усыновили или удочерили и живут они вместе, как если бы родились от одних родителей.
Родители, ставящие определенные возрастные рамки, когда именно они расскажут ребенку о его принятии в семью, на самом деле неосознанно пытаются отложить этот тяжелый для них разговор.
Для детей в возрасте от рождения до трех лет не имеет значения, как они появились в семье. Им важнее ощущать, что родители их любят, принимают. Маленькие дети узнают о том, что их усыновили, не очень задумываются о том, что стоит за этим словом. В разговоре с ребенком этого возраста важно очень точно подбирать слова и выражения, потому что малыши воспринимают все буквально. Можно собрать «книгу жизни» ребенка, в которой будет находиться информация о родственниках малыша, его фотографии из детского дома и т.п. Этот может пригодиться вам в тот момент, когда ребенок захочет узнать подробности о своем происхождении.
Дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) задают очень много вопросов. В этом возрасте свойственны переплетение собственных фантазий детей с реальностью. Постарайтесь отвечать на их вопросы конкретно и доступно.
Будьте готовы к тому, что вам придется много раз рассказывать историю появления ребенка в семье. Помните, что история должна быть не только реалистична, но и позитивна.
В возрасте от 6 до 12 лет дети способны осознать свою историю. Ребенок понимает, что он потерял биологических родителей. Даже если ребенок этого возраста не говорит о своем происхождении и не задает вопросов, это не означает, что данная тема ему безразлична. Иногда такие вопросы стоит начинать обсуждать родителям, не заставляя ребенка говорить об этом. При этом важно дать понять, что он может обсуждать эту тему и родители готовы к этим разговорам.
В подростковом возрасте ребенок решает трудные задачи: он хочет обрести независимость и приобрести идентичность. Эти задачи особенно сложны для приемного ребенка. Ведь он хочет независимости и в то же время боится ее, он хочет найти свои корни, биологическую семью, и опасается этого.
Ребенок, узнавший правду о своей семье в подростковом возрасте, оказывается в сложной ситуации. Из-за подросткового максимализма ребенок не может одновременно признать и факт своего происхождения, и историю своей жизни в приемной семье. Он может начать искать биологическую семью, при этом не нужно отговаривать его, но вместе с тем не следует самим предлагать начать поиски. Эта инициатива должна исходить только от ребенка. Задача приемного родителя в данной ситуации – поговорить с ребенком и помочь ему морально подготовиться к тому, что его усилия могу привести к печальным последствиям, ведь биологические родители могут не захотеть принять ребенка и еще раз откажутся от него.
В это время очень важно не перегружать подростка запретами и ограничениями, но ни в коем случае нельзя отказываться от них полностью. Разумное количество поможет подростку чувствовать себя частью семьи. Для подростка очень важно иметь возможность контролировать свою жизнь. Позвольте ему самому решать некоторые вопросы, например, определять свой стиль, внешний вид (прическу, одежду) и т.п. В это время приемному ребенку особенно важно знать, что он может оставаться в приемной семье столько, сколько посчитает нужным.
Если все же вы решите рассказать подростку о том, что он приемный ребенок, постарайтесь это сделать как можно раньше.