Итак, для ребенка начинается новая жизнь, новый дом, новое окружение, новые знакомые, новые игрушки, новый буквально весь мир. Естественно, ему нужно время, чтобы привыкнуть к своему окружению. Первое время у него может появиться беспокойство, нарушение сна и аппетита, возможны неадекватные реакции на ваши слова и действия. Чтобы период адаптации прошел как можно спокойнее, придерживайтесь следующих правил:
1. Придерживайтесь режима, который был у ребенка в детском доме, не нужно его сразу менять.
2. Кормите ребенка знакомыми ему блюдами. Новые продукты вводите постепенно и проверяйте, не появились ли у ребенка аллергические реакции на новые продукты.
3. Если у вас есть домашние животные, то постарайтесь, чтобы знакомство прошло как можно более доброжелательно.
4. В первое время лучше ограничить встречи с родственниками и друзьями.
5. Не нужно перегружать ребенка новыми игрушками и познавательными нагрузками. Ему и так достаточно новых впечатлений, путь он для начала получше познакомится с домом.
6. Старайтесь как можно больше быть с ребенком, разговаривайте с ним, общаясь «глаза в глаза». Старайтесь говорить о том, что ребенка интересует, внимательно выслушивайте его рассказы. Как правило, дети начинают вспоминать эпизоды из своей прежней жизни, зачастую это негативные воспоминания, может употребляться и нецензурная брань. Не стоит пугаться, следует проявить терпение, ведь исправить это может только время и ваша любовь и забота.
Так что же такое адаптация? Это процесс привыкания людей друг к другу, к изменившимся условиям. Адаптацию проходят и дети и взрослые.
Чтобы лучше понять, что такое процесс адаптации попробуйте представить себя в новом, незнакомом месте. Как вы будете осваиваться на новом месте, привыкать к новым предметам, людям? Скорее всего, вы будете растеряны и даже расстроены. Но когда пройдут первые эмоции, вы, начнете предпринимать попытки освоиться на новом месте. И ваше приспособление будет зависеть от ваших знаний, умений, навыков, а также от вашего жизненного опыта.
Адаптация в новой семье – это процесс двусторонний, ведь, не только ребенок привыкает к новым условиям, но и родители к новому члену семьи. И кому же в данных условиях будет легче адаптироваться: людям, оставшимся в привычной обстановке, или ребенку, попавшему в совершенно новые условия.
Адаптация детей зависит от их возраста, характера и жизненного опыта.
Прежде всего, постарайтесь сделать так, чтобы ребенка ничего не напугало и не вызвало отрицательных эмоций. Скорее всего, у него будет разная реакция на членов семьи: часто дети сначала отдают предпочтение кому-то одному.
Психологи отмечают несколько этапов адаптации ребенка в новой семье.
Первый этап.
На этой стадии отмечается большая привязанность друг к другу: родителям хочется отдать ребенку всю свою любовь и заботу, а ребенок наслаждается своим новым положением. Он испытывает удовольствие от своего нового статуса, готов к жизни в семье и с удовольствием выполняет предложения взрослых. Некоторые дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой, но это не значит, что они уже успели полюбить новых родителей, они только хотят их полюбить.
В этот период дети зачастую испытывают и радость, и тревогу одновременно, из-за этого они прибывают в лихорадочно-возбужденном состоянии. Дети могут быть суетливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то одном, за многое хватаются. Это вполне объяснимо, ведь в этот период перед ребенком появляется много новых людей, вещей, которых он сразу же не в состоянии запомнить. Ребенок может забывать, как зовут маму и папу, переспрашивает имена помногу раз.
В это же время, дети начинают спонтанно вспоминают своих биологических родителей, родственников, а также эпизоды прежней жизни. Это происходит из-за обилия впечатлений.
Конечно же, всем хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко, но в каждой новой семье случаются периоды подъемов и спадов, тревог и волнений. Невозможно заранее предугадать, какие проблемы могут возникнуть, поэтому некоторые замещающие родители начинают ощущать беспомощность и расстраиваются из-за того, что все идет не так как они представляли.
Второй этап.
Когда уходят первые впечатления, начинается длительный и кропотливый процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу, начинается взаимная адаптация. Как правило, семья переживает кризис взаимоотношений.
Ребенок перестает беспрекословно выполнять правила, принятые в новой семье. Происходит ломка сложившегося стереотипа поведения.
В этот период часто раскрываются психологические проблемы: несовместимость темпераментов, ваших привычек и привычек ребенка. У детей могут отмечаться сосредоточивание на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности, может возникнуть чувство беспомощности или чувство зависимости отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, усталости или тревоги, могут возвратиться вредные привычки, энурез.
В этот период важно набраться терпения и дождаться, пока ребенок сделает то, что нужно. Постарайтесь овладеть знаниями об особенностях возраста ребенка, учитесь устанавливать контакт, доверительные отношения. В данной ситуации не стоит опираться только на свой жизненный опыт, пытаясь воспитывать ребенка, так воспитывали вас. На этом этапе взрослые порой приходят в отчаяние, но при этом важно знать, что это закономерный процесс, который в большинстве случаев свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
Помните, что воспитание – это не исправление врожденных недостатков. Нужно просто принять ребенка таким, каков он есть. Не сравнивайте его с другими детьми, ведь все дети разные и каждый из них – личность.
Задумайтесь, как вы выглядите в глазах детей. В представлении ребенка, воспитывающегося в детском доме, зачастую родители связаны с радостью и праздником. Но вот ребенок в семье и наступают будни, продолжает ли ребенок получать положительные эмоции от общения с вами? Некоторые дети начинают сомневаться, нужны ли они новым родителям и порой даже хотят уйти из дома. Другие – очень боятся вернуться в детский дом, поэтому стараются всячески удержать около себя родителей.
На этом этапе ребенок начинает искать новые линии поведения с родителями. Поэтому энергичный и веселый ребенок становится капризным и ведет себя агрессивно с окружающими, в то же время хмурый и необщительный ребенок проявляет активность и любознательность. Не стоит этого пугаться, попробуйте понаблюдать за поведением ребенка и постараться понять его причины. В это период вы можете обратиться за помощью к специалистам опеки, психологам, другим замещающим родителям.
О том, что данный этап завершился, будет свидетельствовать внешний вид ребенка. Он становится более отзывчивым, чаще смеется, пребывает в хорошем расположении духа, у некоторых детей исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез и т.п.
Третий этап.
Родители гораздо лучше понимают проблемы ребенка. Они находят подход к ребенку, так как хорошо изучили сильные и слабые стороны, исчезает напряжение в общении.
На этой стадии дети начинают обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и ведет себя, как ведет себя родной ребенок. Он принимает живое участие в делах семьи. И если ребенку хорошо в новой семье, он почти не говорит о прежней жизни.
Ребенок становится более самостоятельным, ведет себя адекватно. На данном этапе он становится более эмоциональными, правильно реагирует на просьбы, выполняет правила.
Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, то у него, в свою очередь, возникает привязанность к родителям, он сочувствует и сопереживает им. Родителям не стоит бояться отягощенной наследственности, нужно продолжать адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения.
В своем поведении приемные дети уже не отличаются от биологических детей, а возникающие проблемы, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.
Если же родители не смогли установить доверительные отношения с ребенком, он ищет свои пути защиты от неблагоприятных воздействий. При этом у него могут усугубляться прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость и т.п.) или вредные привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).
Серьезный кризис переживают дети в подростковом возрасте. В первой половине подросткового возраста идет формирование идентичности, ребенок стремится к независимости и самостоятельности.
О начале этого периода вы поймете, когда ребенок начнет проявлять повышенный интерес к своим корням, своему происхождению, а также начинает экспериментировать со своей внешностью.
Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно, когда обижен. Часто дети стараются быть похожими на своих биологических родителей. Подросток порой домысливает недостающую информацию о биологической семье и принимает шкалу ценностей, которая, вероятно, существовала в его биологической семье. Он может заявлять о своей непричастности к замещающей семье и отстаивать свою независимость, при этом в душе он будет опасаться отделения.
Приемные родители могут услышать от ребенка заявления о том, что ему было бы лучше жить в родной семье. Между взрослыми и детьми может возникнуть отчуждение, теряется доверительность отношений. Ребенок начинает думать, что приемные родители его не любят или к нему плохо относятся, потому что он неродной.
У подростка появляются секреты, ровесники привлекают подростков больше, чем взрослые, это характерное явление для детей данного возраста. Помните, что это не является проявлением наследственности, все дело в особенностях развития подростков, это кризис возраста.
Хотя подростковый возраст сопровождается агрессивностью у всех молодых людей, у приемных детей это чувство носит еще более ярко выраженный характер. Многие родители отмечают, что ребенок становится агрессивным примерно в двенадцать лет (девочки несколько раньше), а пик агрессии приходится на тринадцать или четырнадцать.
В это время самое главное осознание проблемы ребенка. Вы не должны упрекать ребенка, самое важное это понимание, терпение и выдержка. Помните, что вы можете обратиться со своими трудностями к специалистам. Через год-два, при благоразумном поведении взрослых, вы заметите, что проблемы уйдут.
Не дожидаясь пока ребенок вступит в подростковый возраст, постарайтесь узнать, как важен переходный период для формирования любого человека, каковы его особенности и с какими проблемами вы можете столкнуться.