- Вот и наша Инночка, – Татьяна Анатольевна ввела девочку, серые глаза которой с испугом смотрели на меня. Инна заканчивала второй класс.
- Привет,- сказала я ребёнку и улыбнулась. Девочка вся расцвела и уже с любопытством смотрела на меня.
Я провела с ней целый день, и мы решили, что Инна поедет со мной на неделю, посмотрит город и, если ей понравится, то моя семья станет её семьёй. Инне понравилось, кажется, всё!
Какая она, эта девочка? Разная! Инна любит быть в центре внимания, любит рисовать, неплохо поёт, прекрасно читает. Девочка, которую я знаю всю и очень хорошо. Моя девочка! Но какая наивность с моей стороны…
Инка вдруг замыкается, плачет, среди ночи меня будит её дикий крик. Что я делаю не так? И я снова вспоминаю занятие в «Школе приёмного родителя», на котором мы заполняли сосуд тёмными и светлыми зёрнами (зёрнами добра и зла) в зависимости от того, что происходит с ребёнком в его жизни, каковы его ощущения… «Тёмные зёрна»! Что бы ни происходило в её жизни, «тёмные зёрна» не исчезнут, они станут лишь менее заметны среди светлых, при условии, если количество вторых будет преобладать во много раз. Когда они попадали в душу её? При каких обстоятельствах? По крупицам со слов её, случайных фраз, рассказов о папе и маме, из смутных ранних воспоминаний вырисовывалась жизнь ребёнка до меня. А как она ждала свою маленькую сестрёнку!
И вот мы дома!
Всё началось совсем не так, как представлялось. Весь мой день был посвящён маленькой Наташе. Я не могла наблюдать за её старшей сестрой: у меня не было времени. У меня вообще ни на что не было времени! Помню глаза сына, с жалостью смотревшие на меня, он был растерян, но молчал. Наташа казалась девочкой из диких джунглей в доме моём, в мире нашем. Мы все ходили за ней по пятам. Ребёнок, который ничего не видел из бытовой техники, всё пытался постигнуть: потрогать, включить. Слово «нельзя» приводило к истерикам. Я понимала, что рядом с «нельзя» должно быть «можно». Но среди всего, что окружало Наташу, так мало тогда было для неё «можно». Пришлось достать пакет с инструкциями к бытовой технике: включать блокировку. Я, казалось, превращалась в какого-то робота!
Захожу в комнату: Наташа танцует с Лео (наш карликовый пудель), держа его за передние лапы. Бедный Лео бежит ко мне за защитой! Хотя в те дни мне тоже, как и Лео, хотелось защиты. Но тогда мне даже трудно было делиться с кем-то, так противоречивы были мысли мои, настроение. И защиты я искала у своего небесного покровителя Святого Николая Чудотворца. Это его я просила вымолить у Бога защиты для моих детей, для моей семьи, дать сил мне достойно пройти путь, который избрала.
Инна, которая так ждала, когда я заберу Наташу, вдруг двинула её так, что та пролетела к стенке. Я с ужасом вижу злое лицо Инны, её глаза, с ненавистью смотревшие на сестру.
А вечером у Инны истерика. Я долго успокаиваю девочку, пытаюсь объяснить, что мне тоже пока тяжело с Наташей. Мы идём и смотрим на уснувшую Наташу. Ребёнок чему-то улыбался во сне! «Наверное, танцует с Лео», – подумала я. Какая же она ещё маленькая! Но сколько всего было в этом коротком отрезке жизни длиною в три года: ограниченное пространство, ограниченная информация, чужие руки, манная каша с комочками, тётка в перчатках, моющая её в ванной комнате.
- Вы самые близкие люди, в жизни вы должны быть опорой друг для друга, – говорю я. Лицо Инны светлеет. Но на душе у меня тогда было далеко не светло.
Через неделю мы уезжали в Карелию к моим родственникам. Здесь летом у мамы (папы уже не было) собиралась наша большая семья. Именно отсюда пошёл счёт лет рождения моей, теперь уже многодетной, Семьи. Именно здесь я почувствовала себя мамой девочек. Именно здесь дети перестали каменеть от моей ласки, когда я прижимала их к себе, стали на мою фразу «люблю тебя» отвечать: «Я тебя тоже люблю, мамочка». Для них, особенно для Наташи, это было время открытий. И лето было замечательное в тот год! Несмотря на сложности, которые периодически возникали, я почувствовала себя счастливой впервые за последние годы какой-то чёрной полосы своей жизни.
А потом полетели чередой дни за днями с буднями и праздниками. Первый год был самым сложным. Мне приходилось обращаться к коллегам в «Службу сопровождения семьи» за помощью, в отдел опеки. И благодаря им тоже, которые далеко не как чиновники вникали в мои проблемы, моя Семья преодолевала, казалось иногда, непреодолимое. Самым трудным было выстроить отношения с родителями, которые были ограничены в правах. Было сложно мне, я эгоистически не хотела делить своих детей с ними. Было сложно детям, потому что родители добивались встречи с девочками. Как во всем известной притче мы могли просто «оторвать детям руки».
И вот она эта первая встреча! И слёзы матери, которая, несмотря на свою противоречивость в силу болезни или необузданного характера своего, всё-таки любила их, и сдержанность отца дали понять мне, что это тоже часть жизни моих детей и это необходимо принять как данность. Это от отца у Инны дар так тонко видеть краски мира, уметь отобразить их на полотне (в прошлом году она окончила художественную школу с отличием).
А ещё дети учились прощать…
- Мам, ты купишь мне огонёчки? – спрашивает Наташа
- Что за огонёчки? Зачем они тебе?
- Чтобы кататься!!!
- Кататься?!!! – я пытаюсь сообразить, что же нужно ей. И уже по привычке строю цепочку слов: огонёчки (кататься) – конёчки… коньки что ли? Да, она говорит о коньках. Ох, уж этот наш словарный запас! Тот поток информации, который Наташа получала, никак не хотел воплощаться в слова. Эта беда нас преследует до сих пор, хотя и буквы мы выучили быстро, и читать научились до школы, и учимся сейчас мы в обычном классе по общеобразовательной программе, и пока в основном оценка «пять» по всем предметам, кроме русского.
- Опять писать много, ещё читать две страницы, – сетует Наташа.
- Ленись, ленись, а вот вчера в книжном магазине ты даже продавцу толком объяснить не могла, какой блокнот тебе нужен был, – делает ей замечание сестра.
- Причём тут магазин, – сердится Наташа, – мам, какая тут связь?
- Огонёчки – конёчки, – смеюсь я. И Наташа заливается в ответ. Инна с недоумением смотрит на нас.
Как быстро летит время! Как быстро взрослеют девчонки! Вот и это лето уже позади! Через две недели начинаются занятия. В этом году Инна уже в девятом выпускном классе. Сегодня позвонил её классный руководитель. Приятная новость: Инне предоставлено почётное право поднимать флаг Российской Федерации на торжественной линейке, посвящённой началу учебного года. Какую же маму не переполняет гордость за своего ребёнка, уже много добившегося в своей жизни!
Девчонки снова и снова примеряют новые наряды к школе, придумывают причёски себе. Смотрю на них и думаю: сколько же радости подарили они мне! Выросли старшие дети. Как и любой маме, так тяжело отпускать их было в самостоятельную жизнь, позволить жить им своей неповторимой жизнью, позволить ошибаться и начинать сначала, и сдерживать себя, когда так хочется иногда вмешаться… Дети, мои милые, любимые дети! Многому и многим в жизни можно позавидовать, но только дети свои всегда самые лучшие в мире!
Отдыхая как-то на Средиземном море с семьёй старшей дочери и с младшими детьми, посетили мы в Дембре церковь, где епископом в Мирах Ликийских когда-то был Николай Чудотворец. И стояла я здесь, в этом удивительном месте, преисполненная благодарности за всё, что дано мне в жизни моей. Это был день Пасхи. Проходила служба, было много людей из России. И как всегда мне хотелось попросить Там лишь одно, чтобы здоровы и счастливы были дети мои, чтобы каждый из них в жизни нашёл свой путь и помнил, что каждому пути есть конец. Значит, весь смысл в самом пути, как по нему идти…