Противодействие жестокому обращению с детьми и профилактика социального сиротства

Методические материалы

Социальная диагностика уровня семейного неблагополучия

Неблагополучные семьи разнородны также как и различны степень риска угрозы для жизни и безопасности ребенка в неблагополучных семьях. В связи с этим семьи можно условно разделить на семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи, нуждающиеся в поддержке.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Критериями при определении данной категории семей являются:

- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для воспитания детей; отсутствие ухода за ребенком; отказ от лечения детей; оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться и т.д.;
- создание угрозы жизни и здоровью ребенка вследствие виновного противоправного поведения родителей;
- наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие);
- вовлечение родителями детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной продукции, употребление наркотических средств без назначения врача и другие);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний вследствие виновного противоправного поведения родителей.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими либо медицинскими проблемами, не повлекшими за собой нарушений прав несовершеннолетних. В такой семье отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит опасность. Родители могут быть мотивированы на решение своих проблем и при необходимой поддержке исполняют свои родительские обязанности.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Семья, нуждающаяся в поддержке – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с педагогической, правовой несостоятельностью родителей (законных представителей). Такие трудности обычно кратковременны, имеют выход. Ребенку в семье ничего не угрожает, а существующие трудности не оказывают на него существенного влияния. Трудности обычно кратковременны, порой достаточного разового вмешательства или помощи.

Критерии определения степени семейного неблагополучия

В процессе первичной диагностики необходимо использовать метод наблюдения, вспомогательным методом является психологическая и социальная диагностика, предполагающая наличие диагностических инструментов. Одним из таких диагностических инструментов является таблица определения обобщенного показателя социального неблагополучия (табл. 1). Таблицу заполняет специалист по результатам бесед, в том числе с членами семьи, анализа документов, наблюдений. Информация может быть получена от работников образовательных, медицинских организаций, родственников, соседей и иных представителей социального окружения семьи.

Таблица 1

Таблица определения обобщенного показателя социального
неблагополучия семьи как института воспитания

Показатели семьи

Баллы

1.

Состав семьи

мать, отец, дедушка, бабушка

5

только мать и отец

4

мать и отчим, отец и мачеха

3

одна мать, один отец

2

нет родителей, дедушка, бабушка, другие родственники

1

2.

Условия проживания семьи

благоустроенная отдельная квартира

5

квартира с родителями супруга (и)

4

более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

комната в общежитии, бараке без удобств

1

3.

Доход семьи

могут практически ни в чем себе не отказывать

5

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

живут от зарплаты до зарплаты

2

денег до зарплаты не хватает

1

4.

Социальное самочувствие семьи

социально адаптированная семья (семья чувствует себя комфортно)

5

проблемы иногда бывают, но семья чувствует себя в основном хорошо

4

проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно

3

у семьи есть проблемы, семья чувствует себя плохо (например, состояние развода)

2

очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем

1

5.

Здоровье членов семьи

все члены семьи здоровы физически и психически

5

инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности

4

инвалидность одного из детей

3

инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности

2

психическое заболевание одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания, шизофрения и т.п.)

1

6.

Стили отношений в семьи

постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

7.

Уровень социального здоровья семьи

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви

5

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски, без ссор и без большой привязанности

4

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

3

судимость родителей, пьянство, руководство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

2

стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

8.

Ценность детей в семье

дети — равнозначимая ценность наряду с супружеством

5

дети — главная ценность в семье

4

дети — способ сохранения супружеских отношений

3

дети — элемент социального статуса «как у всех»

2

дети — обуха, доставляют много дополнительных забот и беспокойства

1

9.

Отношения семьи с образовательными учреждениями

высокая включенность в жизнь учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка

5

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признания их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

интерес к учебной деятельности и общественной жизни ребенка односторонний, только у одного из родителей

3

критика педагогических методов учреждений, уклонение от посещения родительских собраний

2

отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком образовательных организаций

1


Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия как института воспитания


В таблице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9 категорий оценки сильных и слабых сторон семьи в соответствии с уровнем выраженности проблемы. Для получения обобщенного результата необходимо сложить отмеченные девять цифр, результат может варьироваться от 9 до 45.

Ниже 25 баллов – семья находится в социально опасном положении (чем меньше баллов, тем выше риск);
От 26 до 38 баллов – семья повышенного риска в пределах допустимой нормы. Такую семью можно отнести к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Более 39 баллов – благополучные семьи либо семьи, нуждающиеся в поддержке, чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.

Таблица определения обобщенного показателя социального неблагополучия ребенка

Показатели неблагополучия ребенка

Баллы

1.

Внешний вид ребенка

соответствует возрасту и нормам развития

5

печальный или уставший внешний вид

4

санитарно-гигиеническая запущенность, неряшливость

3

задержка речевого и моторного развития

2

задержка роста, низкая масса тела

1

2.

Здоровье

ребенок здоров

5

частые вялотекущие хронические и инфекционные заболевания

4

психоз, невроз, энурез, депрессии, гиперактивность, нервные тики, сосание пальца, раскачивание

3

задержка умственного развития, отставание в развитии

2

подростковый алкоголизм, наркомания, токсикомания

1

3.

Безопасность

ребенку ничего не угрожает

5

эмоциональное насилие, унижение достоинства ребенка

4

физическое насилие: синяки, следы от ударов ремнем, ссадины

3

склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

2

травмы, сопряженные с риском для жизни (ожогами, гематомы, раны, нанесенные колющими и режущими предметами)

1

4.

Навыки социальной коммуникации

соблюдение правил хорошего тона

5

непослушание, упрямство

4

трудности при вступлении в контакт с людьми

3

привлечение внимания любым способом

2

неадекватное поведение

1

5.

Успеваемость

хорошая

5

удовлетворительная

4

пропускает школу, уклоняется от учебы

3

остается на второй год

2

бросил обучение

1

6.

Внеучебное общение

включенность во внеучебную деятельность, посещение кружков, мероприятий

5

несистемное досуговое общение по интересам

4

пустое времяпрепровождение

3

асоциальные группы с ориентацией на выписку и драки

2

криминогенные группы (несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН и КДН и ЗП)

1

7.

Жизненные цели

жизненные планы определены

5

позитивное отношение к будущему, но жизненные планы не определены

4

отсутствие целей

3

цели примитивные, носят негативную окраску

2

асоциальные и низменные цели

1

8.

Эмоциональное состояние

уравновешенность психики

5

личностная тревожность

4

проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией, подавленное состояние

3

склоненные к уединению, состояние аутизма

2

депрессии, суицидальные попытки или угрозы

1

9.

Отношения в семье

постоянная поддержка, разумная требовательность, атмосфера доверия

5

слепая любовь, гиперопека

4

отсутствие совместных занятий с родителями и членами семьи, доброжелательное отношение, однако каждый сам по себе

3

отчужденность, эмоциональная холодность в отношении с родителями, отсутствие привязанности

2

хронические конфликты, различные виды насилия, а также чувство стыда за своих родителей

1

10.

Нарушения поведения

поведение соответствует возрасту

5

удовлетворительное поведение, неадекватные реакции на замечания взрослых

4

агрессивное поведение

3

уход из дома, игромания, курение и прочее

2

правонарушения (хулиганство, кражи, вымогательство проституция и т.п.)

1


Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального неблагополучия ребенка

В таблице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 10 категорий оценки сильных и слабых сторон семьи в соответствии с уровнем выраженности проблемы.

Ниже 28 баллов – предполагает нахождение ребенка в социально опасном положении.

От 29 до 44 баллов – предполагает отнесение ребенка к группе повышенного риска, при этом чем меньше баллов, тем выше риск.

Более 45 баллов – уровень относительного благополучия ребенка, чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.

Таким образом, используя инструменты для выявления неблагополучия семьи и уровня безопасности ребенка можно сделать заключение о категории семьи и степени необходимого вмешательства в решение проблем семьи и ребенка.

Как правило, в неблагополучных семьях присутствует сочетание нескольких негативных факторов, поэтому распределить семьи по категориям очень сложно. Важно помнить, что негативные факторы семьи являются факторами жестокого обращения с ребенком в семье и сочетание нескольких факторов социального риска может спровоцировать причинение вреда ребенку в семье.

Каждая семья и проблемы в ней индивидуальны, поэтому к каждой семей необходим особый подход, понимание и поддержка. Важно не торопиться и выстраивать работу поэтапно, учитывая все тонкости и нюансы семьи. Кроме того, важно отмечать каждый положительный сдвиг ситуации в семье, чтобы семья чувствовала одобрение и поддержку.