Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песочницу можем использовать для развивающих и обучающих занятий.
Во время занятий наряду с развитием тактильной и кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, а это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.
В ГОБУ «Кандалакшский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Берег», в отделении по сопровождению детей, семей, выпускников с детьми из замещающих семей и воспитанниками учреждения специалисты проводят занятия в сенсорной комнате с элементами песочной терапии.
Даже взрослым людям часто бывает трудно выразить то, что происходит у них внутри, а еще труднее это сделать ребенку. Играя с песком, малышу проще показать то, что происходит с ним: как он относится к окружающим или, что его беспокоит больше всего, почему он не хочет ходить в школу или дружить со сверстниками. Выражает свои внутренние переживания ребенок через символический язык.
Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Рисование песком сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются специальные навыки и умения. Игра с песком очень интересна и дети посещают занятия с удовольствием.