Подростковый возраст охватывает период от 11 лет до 14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка. Ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.
Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Цикл занятий «Азбука общения», который прошел в Службе примирения ГОБУ «Кандалакшский центр помощи детям «Берег» способствовал гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Большое внимание на занятиях уделялось обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке.
По форме занятия напоминали тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевали навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не очень нравится нашим воспитанникам, и чаще мы использовали другое название – «уроки общения». На занятиях «Я хочу общаться!», «Чем пахнут слова», «Азбука перемен» у ребят была возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
В завершении работы подростками был получен ответ на вопрос «Что же такое общение?». Общение это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя: Я тебе – свое Я, а ты мне – свое Я.